Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов,
специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую
роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших
социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с
ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества
и приоритетным направлением государственной социальной политики.В России
началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для
инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным
группам населения относятся:
·Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата(включая
инвалидов, использующих кресла-коляски)
·Инвалиды с нарушением зрения и слуха
·Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
·Временно нетрудоспособные
·Беременные женщины
·Люди с детскими колясками
·Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда,
дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и
позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых
условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым
возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция
инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для
инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и
культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного
пространства - приоритетная задача не только государственного, но и
международного значения. В настоящеевремя государственная политика нашей
страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике
Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с
обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики
является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с
ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом
особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании
поставленацель -обеспечить доступное и качественное
образование детейс ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на
себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети
с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с
другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым
контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут
присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие,
слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда- это система материальных объектов деятельности детей,
функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих
детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению,
улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.Предметная
среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать
индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем
активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и
самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя
из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды
учитываются:
·закономерности психического развития,
·показатели здоровья дошкольников,
·психолого-физиологические особенности,
·уровень общего развития,
·коммуникативные особенности и речевое развитие,
·эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями
ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая
предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем
детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности
каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс
адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов
ФГОС.
При построении коррекционной
образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1.Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2.Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и
социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы
ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3.Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения,
стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4.Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5.Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во
взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6.Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в
дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и
физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение
стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и
психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МКДОУ «Росток»
·Автостоянка (места)для инвалидов- не имеется.
·Пандус – не имеется.
·Адаптированные лифты- отсутствуют.
·Раздвижные двери – не имеются.
·Кнопка вызова персонала –не имеется.
·Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
·Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) -
отсутствуют.
·Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
·Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
·Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не
предоставляются.
В МКДОУ «Росток» есть над чем
работать по созданию условий для организации доступной среды.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными
возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида):
·дошкольное воспитание;
·внешкольное воспитание и образование;
·среднее общее образование;
·среднее профессиональное образование;
·высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность
посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их
здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное
общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является
заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту
жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет
учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами
из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную
помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет
промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию
документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении
дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных
учреждений.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, спортивная
площадка.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд,
который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых
помещениях.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На территории ДОУ имеются прогулочные участки, каждый из которых имеет песочницу. На участках имеются малые спортивные формы, соответствующие возрасту и росту воспитанников. Спортивная площадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок.
Физкультурный зал отсутствует. Занятия по физической культуре проводятся в групповых помещениях.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам
охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие средств обучения и воспитания, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
–нет.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МКДОУ "Росток" функционирует с 1965 года. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
МКДОУ осуществляет питание детей в
соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами. В
учреждении организованно 4-х разовое сбалансированное питание на основе 10- дневного меню, составленного с учетом калорийности,
необходимой для дошкольников(второй завтрак в виде ежедневного
приёма сока или свежих фруктов) и утвержденного заведующим МКДОУ «Росток» Морозовой
В.Л. Договор на поставку продуктов заключен с организациями: ООО «Енси Плюс».
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.
Здание оборудовано современными системами безопасности. Имеются планы эвакуации,
информационные табло (указатели выхода), таблички и указатели для сигнализации об опасности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники
ДОУ не имеют доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного
компьютерного класса в МКДОУ нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ обучающихся к электронным образовательным
ресурсам не предусматривается. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В соответствии со ст. 36 Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» обучающимся в государственных и муниципальных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного
образования стипендия не предоставляется.